- точить зуб
- кто на кого, на что
Постоянно испытывать чувство злобы, вынашивать злой умысел, готовиться навредить.✦ Х точит зуб на Y-а.
На наш отдел точат зубы потому, что он приличнее всех выглядит. А. Зиновьев, Светлое будущее.
На эти привилегии конгрессменов уже точат зубы. Куранты, 1992.
- Так вы считаете, что организация фигуристов США просто точит на вас зуб? МК, 1992.
- От неспособности жить каждый на каждого и точит зуб, исходит злобой. С. Залыгин, Комиссия.
Наследники их верят и искренне считают, что Хонти точит зубы на наши богатства. А. и Б. Стругацкие, Обитаемый остров.- Куда исчезла передача "Про это"? Говорят, на вас точило зуб руководство НТВ? - Если бы проект хотели закрыть, то это случилось бы уже давно. Причина очень простая - финансовая. Комсомольская правда, 2000.
Нынешняя российская Конституция не создаёт нормальной системы "сдержек и противовесов" между ветвями власти, недостаточно защищает права человека и запутывает федеральные отношения - вот поэтому депутаты Госдумы давно точили зубы на неё. Известия, 1998.
<...> он [Сталин] спокойно, даже равнодушно сказал [Кирову]: "Если вместо тебя придёт другой человек и так же хорошо будет справляться с Ленинградом, то они поймут, что дело не только в товарище Кирове, а дело в партии <...>. И на твоего преемника уже не будут точить зубы". А. Рыбаков, Дети Арбата.
культурологический комментарий: Образ фразеол. восходит к универсальной древнейшей мифологической форме мироосознания - анимистической. В основе образа фразеол. лежит зооморфная метафора, уподобляющая человека хищному животному, которое точит зуб (зубы) для нападения или защиты, при этом компонент зуб соотносится как с зооморфным, так и с соматическим, т. е. телесным, кодом культуры. Образ фразеол. связан также с древнейшими мифологическими представлениями: в славянском фольклоре Баба-Яга точит затупившиеся зубы, чтобы съесть свою жертву; в древнегреческом мифе об аргонавтах посеянные зубы Дракона дали всходы в виде воинов-убийц. В древнем мире зуб являлся единицей счёта убитых на охоте животных, а также убитых врагов, в знак победы над которыми носили на груди "ожерелье" из зубов. (Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.) В образе фразеол. компонент зуб (зубы) выполняет роль символа агрессивного состояния, символизирует орудие вымещения накопившейся злобы, мести за нанесённую обиду; ср. также беззубая злоба (злость) "бессильная, не способная повредить или обидеть злость". Образ фразеол. ассоциируется также с библейским текстом: "Перелом за перелом, око за око, зуб за зуб: как он сделал повреждение на теле, так и ему должно сделать" (Лев. 24: 20); "А если будет вред, то отдай душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб" (Исх. 21: 23-25; см. также Мф. 5: 38). фразеол. в целом передаёт символизированное представление о постоянном чувстве неприязни, злобы, о чьём-л. мстительном чувстве по отношению к кому-л. Сходные образные выражения в славянских языках свидетельствуют о древности данного образа: белорус. вастрыць (тачыць) зубы (зуб), укр. гострити (точити) зуби (зуб), чеш. brousit si zuby и т. д. см. также в других европейских языках, напр., во франц. - avoir une dent (de lait) contre quelqu"un и др. автор: М. Л. Ковшова- Поймать бы этого Дыгена, - вздохнул Иван, залегая в меховой мешок, - я давно на него зуб точу. Н. Задорнов, Амур-батюшка.
Большой фразеологический словарь русского языка. — М.: АСТ-Пресс. Е.Н. Телия. 2006.